ФЭНДОМ

Дуна́й (рум. Dunărea, венг. Duna, нем. Donau, серб. Дунав, словацк. Dunaj, болг. Дунав, хорв. Dunav, укр. Дунай, лат. Danubius, Danuvius, др.-греч. Ίστρος) — вторая по протяжённости река в Европе (после Волги), «интернациональная» река, самая длинная река на территории Европейского Союза. Длина — 2960 км.

Река берёт исток на территории Германии, в горах Шварцвальда. Далее Дунай протекает или является границей десяти государств: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина; проходя через такие столицы Центральной и Восточной Европы, как Вена, Братислава, Будапешт и Белград[1]. Помимо этих десяти стран, водосборный бассейн Дуная охватывает территории ещё девяти европейских государств[1]. Дунай впадает в Чёрное море, образуя дельту в Румынии и Украине; румынская часть которой внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

Физическая география

Исток

Река берёт начало в горах Шварцвальда (Баден-Вюртемберг, Германия), где возле города Донауэшинген на высоте 678 м над уровнем моря сливаются горные ручьи Брег (длина 48 км) и Бригах (длина 43 км). У стен местного замка-дворца в городе расположен архитектурно оформленный источник, выдаваемый за исток Дуная.

Подземная часть Дуная

Близ Иммендингена, километрах в 30 от истока, Дунай исчезает под землёй и большая часть его воды просачивается сквозь трещины, щели и воронки в известковых горных породах, слагающих долину реки.

В 12 км южнее места, где пропадает Дунай, из-под земли бьёт Аахский ключ — самый мощный в Германии. Количество вытекающей воды достигает 8,5 т/сек[3]. Из него берёт начало река Радольфцеллер Аах (Radolfzeller Aach), впадающая в Боденское озеро, откуда вытекает Рейн.

В 1877 году впервые удалось доказать, что Аахский ключ питается подземными водами Дуная: 100 центнеров каменной соли растворили в верховьях Дуная, неподалёку от поглощающих его трещин, и спустя 55 часов эта соль появилась в водах Ааха. В период половодья подземный поток проходит этот путь всего за 20 часов. Стало ясно, что вода течёт под землёй в огромных каналах, пока не вырывается наружу в Аахском ключе из Вимзенской пещеры. Перепад высот между местом исчезновения Дуная и истоком Ааха 185 м.

Направление

На своём пути Дунай несколько раз меняет направление. Сначала он течёт по горной области Германии на юго-восток, а потом на отметке 2747 км[4] меняет направление на северо-восточное. Это направление сохраняется до города Регенсбург (2379 км), где находится самая северная точка течения реки (49°03' с. ш.). Возле Регенсбурга Дунай поворачивает на юго-восток, затем пересекает Венскую котловину, и дальше более чем 600 км течёт по Среднедунайской низменности. Проложив русло через горные цепи Южных Карпат по ущелью Железные ворота, до самого Чёрного моря (более 900 км) протекает по Нижнедунайской низменности.

Самая южная точка реки находится возле города Свиштов (Болгария) — 43°38' с.ш.

Дельта

В нижнем течении Дунай, разветвляясь, создаёт большую, прорезанную густой сетью рукавов и озёр, болотистую дельту длиною с запада на восток 75 км и шириною с севера на юг 65 км. Вершина дельты находится возле мыса Измаильский Чатал за 80 км от гирла, где основное русло Дуная сначала распадается на Килийское и Тульчинское гирло. Через 17 километров ниже по течению Тульчинское разделяется на Георгиевское гирло и Сулинское гирло, которые впадают в Чёрное море отдельно. Килийское гирло в границах территории Украины создаёт так называемую Килийскую дельту, которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная. Большая часть дельты Дуная покрыта плавнями — это второй по площади массив этого ландшафта в Европе (уступает только плавням в дельте Волги). В дельте Дуная расположен Дунайский биосферный заповедник.

  1. 1,0 1,1 Countries of the Danube River Basin. International Commission for the protection of the Danube River. Проверено 13 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  2. Danube Delta (англ.)
  3. Springs of Germany: Aachquelle (англ.)
  4. Километраж реки измеряется от крайней точки гирла в направлении истока.